Иисус находится в пустыне. Здесь нет ни еды, ни воды, ни друзей, ни крова. Нет ни храма, ни синагоги, ни даже Библии.
Но что же есть? Днем - палящий зной, ночью - лютый холод. Каменистая земля. Одиночество и тишина. Но есть и кое-что еще. Там, в пустыне, Иисуса поджидает враг, который желает Иисусу только зла, который всеми силами стремится уничтожить этого Иисуса, понимая, какую центральную роль играет Иисус в этот ключевой момент существования мира. И поэтому дьявол безжалостно пользуется голодом и усталостью Иисуса, пытаясь найти его слабое место, его уязвимость, чтобы одержать над ним верх и в конце концов покончить с ним. Именно о таком враге говорит Иисус в Евангелии от Иоанна (см. Ин. 8:44).
В этих искушениях хорошо видно, как дьявол наносит удары по самому чувствительному элементу человеческой души - самопознанию. Мы используем различные термины для обозначения этого понятия: самооценка, самосознание, самопонимание, самовосприятие. Но все это можно свести к одному вопросу: "Кто я?". Думаю, каждый из нас сталкивался с пугающей ситуацией, когда просыпаешься посреди ночи - может быть, во время путешествия - и не знаешь, где находишься. На мгновение или два возникает ужасно неприятная дезориентация! Но ориентация достаточно быстро возвращается.
А теперь представьте себе, насколько хуже не знать, кто вы такой - действительно не знать, как вас зовут, откуда вы родом и что с вами когда-либо происходило, - не иметь ни малейшего представления о том, что означает слово "я". Если вы никогда не испытывали этого, будьте очень рады. Потому что это ужасное психическое место, в котором можно оказаться. И в такое место дьявол пытается заманить Иисуса постоянным повторением одного слова - "если".
(Читать Матфея 4:3, 5).
В использовании этого слова "если" коварно отражается вся ненависть дьявола к Иисусу, все коварство, с которым он пытается посеять сомнения и страх в сознании Иисуса.
Но обратите внимание: Господь никогда не удостаивал этот подтекст своим участием. Он не признал намека. Он не стал спорить, говоря: "Как ты смеешь говорить "если"! Я неоспоримо Сын Божий!".
Если бы Иисус хотя бы начал спорить с врагом в таком ключе, то враг уже победил бы, поскольку он диктовал бы Иисусу условия спора, он устанавливал бы смысл этого противостояния. В этом случае Иисус защищал бы себя, говорил бы о себе, сосредоточился бы на себе, в том же духе, в каком вопросы дьявола были направлены на самого Иисуса. В таком случае Иисус подстраивался бы под парадигму дьявола.
И я думаю, что это можно понять, если учесть, что, сказав: "Я неоспоримо Сын Божий!", логичнее всего было бы сказать дальше: "Смотри, Я покажу тебе!".
К сожалению, именно так отреагировала Ева на искушение, позволив дьяволу диктовать условия встречи, "правила игры". Дьяволa ставил вопросы, подвергая сомнению прямое повеление Бога: "Действительно ли Бог сказал...?" A Ева пыталaсь объяснить, разъяснить дьяволу суть дела (как будто он не знал), что привело лишь к тому, что она в конце концов уступила, и мы знаем, что это означало.
Ну а там, в пустыне, с Иисусом, дьявол прекрасно понимал, насколько больше будет значить, если ему удастся повторить этот трюк.
Но реакция Спасителя человеческих душ находится совсем в другой плоскости. Здесь Он не позволяет дьяволу диктовать условия. Он не поддается на инсинуации о Своей личности. Он не оказывает им ни малейшего внимания. Сын Божий не собирался дискутировать о такой святой и непроницаемой реальности с врагом, который был лжецом с самого начала.
Вместо этого Господь устремил Свой взор на то, что я назову " действительностью истины". То есть на истину, которая не просто абстрактно истинна, теоретически истинна, концептуально истинна, но на истину, которая на самом деле является тем, что есть на самом деле - тем, как все обстоит на самом деле. Это та истина, которая реальна, определяет нас и на которую всегда можно опереться, потому что она есть. Она действительно есть. Мы можем довериться ей, потому что она превыше нас. В конечном счете, этой истиной является Бог.
Посмотрите на ответы Иисуса дьяволу в стихах 4, 7 и 10 (прочитайте). Вы, наверное, слышали уже много проповедей, в которых проповедник обращает внимание на то, что Иисус всегда отвечал одними и теми же словами. И что же это были за слова? ("Написано").
Да, и урок, соответственно, определяется таким образом: "Мы должны цитировать Писание, чтобы преодолевать искушения". Но на самом деле это не тот ответ, который я имел в виду в этот раз. Есть еще что-то, что Господь каждый раз говорит в ответ на искушение, и я никогда не слышал, чтобы кто-то на это указывал.
Замечали ли вы когда-нибудь? В каждом ответе Иисуса встречается еще одно слово. Что это за слово? Это слово - "Бог". На каждое нападение дьявола: "Если Ты Сын Божий... бросься с храма... Я дам тебе все это... если ты, если ты, если ты", Иисус отвечает: "Бог. Бог. БОГ". Христос полностью отдает себя той реальности, которая превосходит и преодолевает данную конкретную ситуацию. Его полностью направляет всеобъемлющая истина, истина, которая является для него кровом и убежищем здесь, в пустыне, его хлебом и водой, его утешением и силой, его всем там, где у него нет ничего
И именно в этом мы находим глубочайший урок этого события. Все внимание Иисуса в пустыне было сосредоточено только на Боге. И еще более глубокий парадокс этого глубокого урока заключается в том, что, сосредоточив свое внимание на Боге, Иисус отбросил все атаки, направленные против его собственного самопонимания. Другими словами, не обращая внимания на себя, он спас себя. Ничуть не беспокоясь о том, кто Он есть, Он доказал, кто Он есть
Давайте прочитаем, что об этом говорится в Евангелии от Матфея 16:24 (читать).
Иисус не излагает здесь пустую теорию. Иисус свидетельствует из личного опыта. Он прошел через это в пустыне, и не только там. И Он вышел победителем. Что говорит нам о том, как это в жизни реализуется, что это реально и выполнимо, да, даже для нас. Христос прошел через это и, живя в нас, проведет и нас через это. О том, кто живет в нас по благодати, апостол Павел говорит следующее (см. Фил. 2:5-11).
Как Божья реальность преодолела нападки дьявола, так и Иисус всегда преодолевает любую ситуацию, в которой мы оказываемся. Истина Божья - это наш убежище в пустыне, наш хлеб и вода, наше освобождение от нападок врага и святилище для наших сердец. Там мы никогда не остаемся одни.
Но если мы зависим от внешних вещей, если мы опираемся на то, что осязаемо, то нам трудно найти и удержаться в таком месте духовной уверенности и свободы. Знаете, иногда Бог позволяет нам оказаться в пустыне, где у нас нет, может быть, привычных чувств, нет духовных удобств и даже желаний, и в такой духовной пустыне возникает глубокий вопрос: могу ли я оставаться верным, могу ли я вообще оставаться христианином, особенно когда появляется враг и говорит:
Ты действительно христианин? Посмотри, куда ты попал: ты в пустыне. Чем ты отличаешься от других? Что означает эта твоя так называемая "вера"? Это не вера, это просто... мнение. Ну и что? У всех есть мнения. Зачем считать, что твое мнение как-то отличает тебя от других? Кем ты себя возомнил?
И во всех подобных искушениях ключевыми словами опять-таки являются "ты, ты, ты". Атаки дьявола всегда обращают наше внимание на себя. Но вот в чем дело: не мы - Автор веры, не мы - вечный Творец, не мы - источник жизни, не мы - торжествующий Спаситель, воскресший и грядущий. Мы - не ответ, а те, кто зависит от Ответа - живого Ответа, Кто охватывает, обнимает и хранит нас сейчас и в саму вечность. Нет другого ответа на нападки дьявола, кроме как обратить свой взор на Христа, на Его высшую верность, на непоколебимое ожидание, которое Он завоевал для нас Своей смертью и воскресением
(Читать Евр. 12:2: но обратите внимание: правильный перевод - не "вместо радости, предлежащей ему", а "ради радости, предлежащей ему")